Теория влечений в психоанализе

Опубликовано: 02.09.2018

видео Теория влечений в психоанализе

Лекция 4 психиатрия. Патология эмоций, воли и влечений.

Двигаясь дальше в этом же направлении можно интерпретировать теорию влечений Фрейда как попытку воздвигнуть преграду на пути упадочных тенденций к превращению просвещения в сциентизм, а романтизма в мистицизм. Предпринятые в пику теории влечений попытки превращения психоанализа в поверхностную психологию (со стороны Адлера) или мистическое учение (со стороны Юнга) Фрейд считал «упадническими» - Судя по противоречиям, которые возникали в конце 20-х и в начале 30-х годов между Фрейдом и Щульцем-Хенке, полностью отвергавшим теорию либидо, а также в его отношениях с Вильгельмом Рейхом, крайне рациональное представление которого об этой теории сменилось ее мистическим восприятием, теория влечений и впоследствии оставалась камнем преткновения.


Если в шестидесятые годы упреки в адрес Шульца-Хенке за «отказ от теории либидо и метапсихологии» признавались вполне справедливыми, то двадцать лет спустя тот же автор написал, что «критика теории либидо и метапсихологии» со стороны Шульца-Хенке «в настоящее время» уже не вызывает раздражения, поскольку его мнение теперь «разделяют многие аналитики».

В Капсамбелис Тяжелая биография и судьба влечений

 

Коль скоро Томэ и Кэхеле поспешили объявить о «смерти метапсихологии», возникла угроза того, что ликвидация теории либидо повлечет за собой упразднение чуть ли не фрейдовской теории бессознательного, не говоря уже об игнорировании фрейдовской психосексуальной концепции на фоне увлечения идеей нарциссических потребностей.

Впрочем, Томэ и Кэхеле прекрасно отдают себе в этом отчет, но в ходе своей затянувшейся «критики идеи энергетики влечений» не выдвигают сколько-нибудь убедительных аргументов в защиту от данной угрозы. Почему случилось так, что определенные мнения прежних диссидентов, многие из которых, подобно Шульцу-Хенке, были административным способом отстранены от психоаналитических организаций в связи с критикой фрейдовской теории влечений, «в настоящее время» в рамках основного корпуса психоанализа не только постфактум признаются, но и становятся более популярными, чем прежде? В конце 50-х годов Рапапорт предпринял попытку систематического изложения психоаналитической теории. На любом компендиуме важнейших теорий современного психоанализа неминуемо отражается психоаналитическая позиция составителя.

 

Рапапорт взялся за эту работу, желая сформулировать вариант систематизации, созвучный традициям эго-психологии Хартмана и Эриксона и позволяющий совместить психоанализ с ведущей научной парадигмой академической психологии. Четверо соавторов Рапапорта — Холт, Гилл, Клейн и Шифер — впоследствии продолжили эту работу и, апеллируя к различным аргументам, попытались окончательно распрощаться с теорией либидо, теорией влечений и метапсихологией (см: критический обзор аргументов, направленных против метапсихологии Фрейда связи с чем их пути и пути Рапапорта (который не отступал с позиций метапсихологии Фрейда) разошлись, Мертенс указывает на то, что признание единого научного подхода неизбежно и самым решительным образом скажется на психоанализе, в частности, повлечет за собой «точное формулирование и описание психоаналитических гипотез», «операционализацию терминологии», попытки перепроверки психоаналитических гипотез «в соответствии с эмпирико-номотетическими научными принципами».

 

Томэ и Кэхеле, которые едва ли внесли существенное дополнение в обзор, представленный Мертенсом, расценивают эти материалы и предполагаемые последствия иначе, выступая за адаптацию психоанализа в соответствии с научными принципами академической психологии и особо подчеркивая неприемлемость позиции Лоренцера, предлагающего сохранить теорию влечений в модифицированной форме, не противоречащей представлению о психоанализе в качестве герменевтической эмпирической науки.

 

Критика метапсихологии и психологии влечений, как правило, апеллирует к тому, что термины и понятия, использованные Фрейдом, имеют научное происхождение, а затем отклоняет их, именуя «устаревшими». В действительности, метапсихология Фрейда взросла на почве различных систем мышления. Однако это не означает, что речь идет о коктейле из различных научных подходов. Метапсихологию можно рассматривать как оригинальную и неожиданную комбинацию. Попытки объявить теорию влечений устаревшей, ссылаясь на последние научные достижения, на кибернетику, информационную или системную теорию, следует признать произвольными, поскольку с помощью тех же аргументов, в частности, со ссылкой на новейшие теории, например, на нейробиологическую модель аутопсихоза, можно и обосновать теорию влечений Фрейда.

Брют шампанское Максимс | твердый шампунь купить натуральный и не дорого

Хотите разместить эту статью на своем сайте?

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

Страницы: 1 2 3 4

rss